Как обслуживать ретро автомобили или ищем единомышленников
ИЩЕМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ С РЕТРОАВТОМОБИЛЯМИ
При покупке автомобиля с пробегом, например на сайте , всегда задумываешься о том, как и где обслуживать этот авто. Аналогичная ситуация и обстоит с олдтаймерами.
Речь, разумеется, не о том, что Россия - левая толкучка, а Европа непорочна, как банковский чек. Вовсе нет, и отчасти даже наоборот: чем опытней покупатель, тем изощренней жулик. Но именно в Европе есть большой рынок. Именно там спрос велик, а предложение разнообразно. Именно там за автомобили просят адекватные деньги, а если подсовывают подделки, то исключительно по рыночным ценам.
Самое же главное - в Европе есть устоявшаяся любительская среда: по данным FIVA, примерно 2 тыс. клубов ретроавтомобилистов и около 800 тыс. участников. Так что первая задача для начинающего любителя – с клубами нужно сдружиться. При этом следует выбирать специализированные сообщества. То есть национальные автоисторические федерации нужны главным образом для того, чтобы найти через них малые объединения, созданные во имя интересной нам марки. Именно в «марочных» объединениях встречаются подкованные советчики и заводятся полезные связи. Собираются люди, которым есть чем обменяться, о чем спорить, что друг другу продать. Есть чем подразнить ближнего и в чем ему позавидовать. Это тебе не какое-нибудь абстрактное «Общество друзей старых автомобилей».
Только вокруг конкретных вещей кипит настоящая жизнь. Что касается совсем тесных клубов, посвященных не марке, а всего лишь одной модели, они могут оказаться слишком местечковыми, замкнутыми, с бедноватым парком. Этакие аскетичные секты. И все же мономодельные клубы полезны, если сложились вокруг знаменитой машины, будь то Lancia Delta Integrale или Chevrolet Camaro. Масштаб «главного героя» обязывает. Тут не отсидишься тесным кружком, как удается каким-нибудь убежденным любителям Toyota Corona.
И еще следует запомнить, что единая Европа единой Европой, а нормальный патриотизм никуда не делся. Самым серьезным, нежным, вдумчивым отношением всякая марка пользуется на своей родине. Поэтому хорошо, если клуб автомобилей Lancia, с которым мы завяжемся, будет итальянским. А клубы MG желательны те, которые существуют в Британии.
В ТЕМЕ
Переписка, разговоры на форумах, советы, мнения - вот наши «университеты», и мы быстро разберемся, на какой идти «факультет». Человек, давно выбравший марку, наконец уточнит модель. Знающий модель подберет версию. А тот, кто ни о чем конкретном не думал, поймет, что вообще ему нужно. Автомобиль для зрелищных выездов? Для путешествий? Для выставок? Или для ретро-гонок?
Блуждание по интернет-доскам научит ориентироваться «внутри» интересующих нас моделей. Соображать, почему один экземпляр стоит 18 000 евро, а другой, вроде такой же, - 9000 евро. И почему тот, что между ними, за 13 000 евро, - предпочтительней. Мы будем заранее запасаться выходами на полезных людей. В том числе на участников клубов, которые занимаются продажами. Потому что в первую очередь качественный товар надо искать не на интернет-досках, а в клубной и околоклубной среде. Кроме того, нам понадобятся продавцы запчастей, расходников, тех же покрышек. И глупо самоотверженно искать эти контакты, когда у клуба они давно есть.
С членами клуба желательно познакомиться очно, приехав в Европу на выставки или соревнования. Либо мирового уровня (см. «Где проходят гонки»), либо внутриклубные, которым несть числа. Причем отсутствие своего автомобиля на ралли не помеха. Обычно, заранее договорившись, его можно взять напрокат.
ЗАПАДНИКИ
Зачастую, познакомившись с европейским историко-автомобильным движением, человек начинает смотреть на Россию презрительно. Здесь, в России, уже стали появляться настоящие знатоки, и не одни только подделки сюда везут. Но всеядность людей, считающих себя коллекционерами, надутые щеки тех, кто притворяется патриархами, низкий уровень техобслуживания ИТС, жульничество, слишком грубое на просвещенный взгляд, - раздражают именно эти вещи. Может развиться снобизм, а он заразен. Особенно когда перетекает в неразборчивое высокомерие: все вы, дескать, мазаны одним черноземом.
Но наверное, лучше так, чем жить, вовсе не зная большого мира. Просто следует понимать, что близкое знакомство с Европой может отразиться не только на образе мыслей, но и на условиях существования. Это еще не эмиграция, но уже жизнь с существенной европейской поправкой. Ведь что такое движение любителей ИТС? В первую очередь автомобиль, оживший. То есть ненавистный экологам запах старого с примесями бензина, выставки, выезды, путешествия, гонки, ради которых всегда хочется выкроить несколько дней.
А отсюда следует еще одно: может, и свой ретро автомобиль лучше держать в Европе?
Во-первых, чем ближе он к местам событий, тем меньше его «черновые» пробеги. И хозяину проще. Все, что нужно, - привезти в Европу себя самого.
Во-вторых, сервис. Опять-таки поближе к найденным через клуб слесарям и механикам.
В-третьих, хранение. Старики любят комфорт, который в России не всегда обеспечишь. Теплый гараж в Москве - минимум 5-6 тыс. руб. в месяц. Да и то если речь об окраинах. В столичных европейских городах за 150-200 евро в месяц мы получим теплое место с настоящим обслуживанием. То есть автомобиль будут перекатывать, чтобы не просели колеса, смотреть, не подтекает ли, протирать и следить за аккумулятором. А порой можно еще выгодней договориться с какими-нибудь механиками. «Вы, дескать, ухаживаете за автомобилем, чините его. Но источник своего заработка храните у себя бесплатно».
В-четвертых (есть смысл написать это с красной строки), ретро автомобиль, оставленный в Европе, обходится намного дешевле. Не нужно платить ввозную пошлину, из-за которой цена автомобиля совершает беспощадный скачок вверх. Запросто вырастает в 1,5-2,5 раза. Пошлина на автомобили старше пяти лет исчисляется в евро с каждого кубического сантиметра двигателя, и именно в этом главный минус старых «американцев», особенно масл-каров с их огромными рабочими объемами.
Может, эти пошлины и породили миф о том, что олдтаймер среднему человеку не по карману? И пора их уже отменять, а то дело выглядит так, будто коллекционное старье держат за искусственным барьером. Так, будто автомобили, выпущенные тридцать, сорок, пятьдесят, семьдесят лет назад, могут оказаться опасными конкурентами для современного отечественного автопрома.
Комментарии